Объективность субъективности

Заслуживает российское кино особое отношение в глазах российского зрителя? И как в одну статью попали «Защитники», «Гравитация» и «Подозрительные лица» 95-го года? Очередные налетевшие из ниоткуда мысли и умозаключения.

             Однажды, обсуждая с кем-то на перекуре очередной российский фильм, я обронил одну фразу, которой сначала не придал большого значения. Кажется, обсуждался «Салют-7», и в завершении беседы, когда подошел черед дать итоговую оценку, я сказал: «Учитывая, что это российский фильм, то 8 из 10». То есть я сделал скидку фильму только из-за того, что он отечественного производства. После этого я поймал себя на мысли, что уже не в первый раз даю такую вот фору нашему кино в сравнении с зарубежными картинами. Почему я это делаю? И правильно ли поступаю?

 

           Российский кинематограф регулярно дает немало поводов, чтобы его ставили в один ряд с такими устоявшимися национальными «бедами», как дороги, почта и ЖКХ. Поэтому, когда на свет появляются какие-нибудь «Защитники» или очередная заурядная комедия, всегда очень хочется излить душу, применяя разнообразную ругань, максимально насытив ее язвительным сарказмом. В таких случаях меня, как и многих, особенно остро начинает бесить осознание того, что очередные сотни миллионов рублей вновь потрачены на нечто безвкусное, непрофессиональное и убогое. Я даже готов снизить оценку вдвое по сравнению с американским шлаком только из-за того, что этот шлак наш. Быть может мне становится стыдно за продукт, который был произведен в моей стране, а диссонанс с патриотизмом заставляет относиться к такому продукту более жестко.

 

              Зато, когда у нас получается сделать что-то достойное, заставляющее испытать редкую гордость, отношение к такому кино меняется на резко противоположное. Наоборот, хочется дать поблажку, закрыть глаза на некоторые недочеты и поставить оценку чуть выше, чем, если бы точно такой же фильм сняли бы в Голливуде. Например, «Метро», на мой взгляд, отличный пример классной картины, за которую ни капельки не стыдно. Да, сними его какой-нибудь американец или британец, он бы просто встал на длинную полку таких же очень похожих фильмов и получил бы от меня свою заслуженную семерку. Но я поставил «Метро» восьмерку. Почему? Потому что это наш фильм. И такая редкая удача вызывает больший приток положительных эмоций. Таким образом, добротный середнячок по иностранным меркам превращается в прекрасное кино из-за своего русского происхождения.

 

             «Ну, и что это за двойные стандарты?!», - возмутишься ты. И я задаю себе тот же вопрос. Почему наше плохое кино вызывает тошноту, а более менее хорошее приводит в восхищение? С плохим все предельно ясно. Были бы «Защитники» американскими, то, возможно, получили бы от меня двойку. Но я оценил наш супергеройский выкидыш на единицу. Здесь работают простые законы физики. Чем дерьмо к тебе ближе, тем сильнее оно воняет. А вот что объясняет увеличение рейтинга, мне помог разобраться один очень хороший фильм, который я решил посмотреть буквально вчера.

 

          Картина Брайана Сингера «Подозрительные лица» вышла в далеком 1995 году. Криминальный детектив заслужил восторженные отзывы и отхватил два Оскара – за лучший сценарий и за лучшую мужскую роль второго плана, став первой статуэткой в карьере Кевина Спейси. Несмотря на свой возраст, фильм и сейчас смотрится с большим интересом. Помимо прекрасной актерской игры здесь имеется закрученный сюжет, который в финале превращается в непредсказуемый твист. Вероятно, этот твист двадцать лет назад, действительно, смог произвести мощный эффект. Однако мне удалось угадать его со стопроцентной точностью еще в середине картины. К тому же, некоторые элементы были сделаны с помощью таких откровенных штампов и ржавых клише, что пару раз даже вызывали улыбку. Но нельзя забывать, что тогда, в 95-м все эти клише еще не были такими заезженными. Если бы этот сценарий экранизировали в 2017-м, то я точно так же угадал бы развязку очень заблаговременно, и поставил бы фильму твердую семерку. Но с поправкой на год выхода, «Подозрительные лица» - это не семь, а восемь.

 

             Что ж это получается? Я сделал скидку «Подозрительным лицам» из-за года производства так же, как сделал скидку «Метро» из-за того, что фильм российский? Поначалу я сделал вывод, основанный на том факте, что практически все в нашей стране отстает от запада и Европы в развитии лет на десять, в том числе и кинематограф. Это значило бы, что, например, качество русского фильма, снятого в 2017-м, правильнее было бы оценивать и сравнивать с тем, что выходило на экраны в 2007-м. Однако такой вывод был бы еще большим заблуждением, чем искренняя вера в то, что Андреасяны перестанут снимать плохое кино. Да и тот же «Салют-7» по своему исполнению вполне может конкурировать со своими одногодками из Голливуда. Значит, дело в другом.

 

          Свое родное всегда вызывает более сильные эмоции, чем чужое, причем, в обе стороны. За успехи собственного ребенка мы радуемся громче и восторженней, но и за баловство крепко ругаем. А все потому, что за что-то свое мы больше переживаем и хотим для этого только самого лучшего – успеха, признания и восторгов окружающих. То же самое и с кинематографом. Российское кино – это наше родное, такое, какое есть. Поэтому как радость, так и печаль по умолчанию умножаются на небольшой коэффициент «своего родного». Поэтому мы говорим, что «Салют-7» - это наш достойный ответ «Гравитации», хотя до нее нам еще прогрессировать лет десять. Поэтому мы плюемся на фильм «Крым», ведь знаем, что можем намного лучше, искренне желая этого.

 

         Но хватит. Все это попахивает самой настоящей предвзятостью, которая не позволяет российским и иностранным фильмам находиться в одном общем рейтинге. Российский кинематограф уже совершеннолетний и достаточно взрослый, чтобы не рассчитывать на поблажки только из-за собственного происхождения. С этого момента я зарекаюсь убрать из своей головы это особое отношение, из-за которого хорошие фильмы получают оценку чуть выше положенного, а плохие – ниже заслуженного. Все отечественные картины, которые присутствуют в моем общем рейтинге фильмов, получили корректировки в выставленных оценках и теперь расположены относительно зарубежных лент максимально объективно, хоть и с мой субъективной точки зрения. Больше никаких поблажек и незаслуженной ругани. Все по делу и наравне со всеми. Но не надо удивляться тому, что «Защитники» так и остались в самом низу списка, состоящего из почти 1800 строк. По моему мнению, он как был, так и остается одним из самых худших фильмов, который не способны спасти ни страна происхождения и что-либо другое.

  • Instagram_App_Large_May2016_200
  • Vkontakte Social Icon
  • Wix Facebook page
  • Wix Twitter page
Кинонист - кино, рецензии и прочая веселая чушь