Тайна перевала Дятлова: Не ходите дети на Урал гулять

               Художественный фильм «Тайна перевала Дятлова» совсем не художественный, а очередная псевдо-документалистика, которыми в какой-то момент, как ощущалось, меня дико перекормили. Были, конечно, отличные фильмы, сделанные в жанре реальных событий, которые поставлено и профессионально сняты ручной камерой в дрожащих руках непосредственного участника этих событий. Это и «Ведьма из Блэр», давшая популярность жанру, и все «Паранормальные явления», и «Хроники» и много много других, основная масса из которых оказались редкостным говном.

              Кстати, если Вы в реальности попали в подобную жуткую историю, то смело ищите видеокамеру или отберите её у кого-нибудь. Ведь, если верить таким фильмам, операторы живут чуть дольше остальных и обычно умирают последними прям под самые титры.

 

              Короче, запуская «Дятлова» через свои 42 дюйма цветного удовольствия, я не настраивался ни на что, да и ничего особо выдающегося не ждал. Честно говоря, просто в тот день время было, а смотреть было не чего. И знаете что, фильм совместного производства России и США с англичанами-актёрами под руководством режиссёра из Финляндии оказался довольно неплох, а точнее, не хуже того шлака, который неистово заполонил экраны в 2011 и 2012 годах.

 

               Итак, начнём.

 

           Я часто начинаю обсусоливать фильм с музыки. Вот как раз таки музыкальности здесь нет никакой, если подразумевать под этим конкретно саундтрек. Сам жанр такого кино не позволяет использовать фоновую музыку, за исключением титров. Съёмки то типа документальные, музыка здесь не нужна, иначе потеряется эффект реальности происходящего на экране. Поэтому придётся оценивать в принципе всё звуковое, что присутствовало, а именно шумы и звуки. Хотя как их оценивать даже и не знаю, ведь получится жидкий бред из-под сивой кобылы. Например, звук снега под ногами был очень выразительным, а шум от выстрелов ракетницы записан очень качественно и правдоподобно. Очень понравились невнятные разговоры посетителей бара на заднем фоне и охренительно подобранная тональность жидкости, выливающейся из бутылки. Согласитесь, херня какая-то получается. Так что этот пункт останется просто без оценки, хотя у «Тайны перевала Дятлова» есть конкретный композитор, но я его не услышал.

            Идея хорошая, а главное, родная, про Россию. Основано сие творение на событиях, которые реально имели место быть в далёком 1959 году в горах Урала с советскими натуралистами – путешественниками, которые все без исключения погибли при странных обстоятельствах в том самом перевале, который в последствии и был обозван фамилией натуралиста-главнюка этой группы. Подогревает интерес к фильму тот факт, что официальной и подтверждённой версии того, что же с ними всё-таки случилось, до сих пор нет. Версий очень много. Сошли с ума, убили животные, встретили беглых зеков, перепили, стали жертвами инопланетян и так далее. Мне более близка такая версия, что группа Дятлова попала под негативное влияние секретного советского оружия, которое было выкрадено призраком снежного человека у военных, ставшими зомби-вампирами из-за отравления сывороткой от сибирских червей-камнеедов. В любом случае, в фильме нам предлагают свою совершенно невероятную и непредсказуемую версию. В какой-то момент у меня возникло чувство, что «ну уж как-то слишком нафантазировали, ой переборщ». Однако, это не значит, что это плохо.

      Американочка-студенточка собирает группу из оператора, двух альпинистов и грудастой девушки, чтобы держать микрофон и в последствии иметь успех у мужской целевой аудитории. Они следуют сами понимаете куда. Здесь мы видим классическое поведение американцев, у которых в самый неподходящий момент куда-то исчезает чувство самосохранения. Мало того, что они в одиночку попёрлись в Россию через такие посёлки, названия которых не знают даже сами жители этих посёлков, так им приспичило лезть на Урал в январе с тоннами снега под ногами.​

         В дальнейшем фильм медленно и степенно набирает обороты. Если сравнить сюжет «Дятлова» с металлическим прутом, то это будет ровный кусок проволоки, всё сильнее извивающейся во второй половине и с в два раза скрученной загогулиной на конце. Угадать концовку практически нереально, если только ты не победитель битвы экстрасенсов, а по совместительности один из сценаристов этого фильма.

 

           Коль уж по сюжету фильма все съёмки ведутся видеокамерами участников событий, то уповать на супер-планы не приходится. Всё исполнено исключительно с целью создать интригующую и захватывающую атмосферу. Это, надо отметить, получилось неплохо. Мне по-настоящему было интересно увидеть и узнать, что же будет дальше и чем всё закончится. Компьютерная графика здесь чуток есть, однако выглядит не очень то реально. Видать из-за недороговизны, средств на это было выделено не много, поэтому отдельные моменты «палят» нарисованность. Поговорим лучше об атмосферности и реальности.

 

             Россию показали довольно правдоподобно (ещё бы, имея в продюсерах русских коренных товарищей). Правда немного веселят некоторые сцены, где ребятки малость перестарались. Например, уральская деревушка, в которой шедевры отечественного автопрома 80-х годов припаркованы под сугробами снега в человеческий рост. Смотрится это уж слижком брутально даже для России. Радуют жители этого богом забытого населённого пункта, особенно мужчина, свободно говорящий на английском, вызвавшийся отвезти американских путешественников в ещё большую глухомань, где живёт его мать пенсионного возраста, балакающей по-английски похлеще сына. Заснеженные трущобные пейзажи как бы говорят американцам «Российская глубинка, как вы видите – это уже такая полная жопа для вас. На кой чёрт вам, слабачкам, ещё переться в место, где мистическим образом погибли наши советские и непобедимые соотечественники?» Но американский интерес всегда побеждает американский рассудок.

 

           Кстати, хочу от себя добавить один показатель того, что «Дятлов» может держать зрителя, подогревая с каждой минут интерес к происходящему. Во второй половине я остановил фильм и отмотал на несколько секунд назад, так как мне показалось какое-то движение на заднем фоне тогда, когда в принципе ничего происходить не должно. Было ли там движение на самом деле или нет, не скажу. Сами смотрите.

             Обычно за такие фильмы берутся люди, которые только набираются опыта в кинематографе. Финский режиссёр Ренни Харлин, как оказалось, давно как уже не любитель, а профессионал своего дела. Правда, некоторые успехи его можно назвать сомнительными. Но не все. Представляете, именно он снял отличные «Глубокое синее море» и «Долгий поцелуй на ночь». Его рук дело «Скалолаз» со Сталлоне, а также поклон можно отвесить… приготовьтесь… за «Крепкий орешек 2». Согласитесь, солидное портфолио. Лично я был несколько удивлён, обнаружив эту информацию. Однако этот неистовый финн пять раз… Повторюсь. ПЯТЬ РАЗ был номинирован на «Золотую малину» в номинациях худший фильм и худший режиссёр. Но, слава финской сауне, ни в одной он победу не одержал.​

             Слава валенкам, сравнивать есть с чем. Фильмов в жанре документального ужастика хоть отбавляй. И главная отличительность «Дятлова» в том, что наконец-то здесь нет призраков или духов, которые крушат мебель, вселяются в людей и дебоширят от всей души с кровавыми последствиями. Здесь нет епископов, уволенных из церкви, которые в свободное от торговли религиозной литературой время изгоняют дьяволов из соседей. Ура! Здесь ничего этого приевшегося нет. По сути, история уникальна и тем самым оригинальна. Конечно, есть стандартные для такого рода штампы, но без них порой просто не обойтись. Развязку я не угадал, а пару раз от неожиданности было ощущение, что коричневая черепаха пытается вытащить голову из моего панциря.

 

         Само по себе кино неплохое, но по тематике своей рассчитан в основном именно на российскую аудиторию. Кинорынок России – это хороший развивающийся рынок, где можно с лихвой окупить картину. Однако этот рынок ещё и неоднозначен. Люди хорошо идут на проверенные или дороге блокбастеры, а также на фильмы с мощной рекламной кампанией. «Тайна перевала Дятлова» очень неплохо анонсировалась на нашем телевидении в различных ток-шоу и мистических передачах на каналах типа ТВ3, где самые разные люди пытались найти ответы на вопросы о том, что же произошло с группой Дятлова в тех горных местах Урала. Но, как мне кажется, этого было недостаточно. Большинство любителей ужастиков скорей дождутся появления фильма в интернете и посмотрят его дома, как это сделал я.

 

           В конце могу дать совет. Фильм стоит посмотреть, но не ждите от него нечто гениальное. Просто неплохой и качественный мистический триллер. Ну и может увидите что-нибудь странное на задних планах.

Что хорошего: Американцы снимают про Россию, хоть и умирают. Закрученная развязка. Задние планы.

 

Что плохого: Избитый жанр, опять съемки в режиме ночного видения.

 

Лучший момент: В бункере

 

Оценка: 61%

  • Instagram_App_Large_May2016_200
  • Vkontakte Social Icon
  • Wix Facebook page
  • Wix Twitter page
Кинонист - кино, рецензии и прочая веселая чушь