Сплит: Я, снова я и еще двадцать два меня

               Если ты из того числа зрителей, которые познакомились с режиссером М. Найтом Шьямалоном только по его работам второй половины нулевых, то у тебя скорей всего сложилось мнение о нем, как о весьма низкосортном кинодеятеле, снимающем, мягко говоря, не очень хорошие фильмы. И это мнение в полной мере оправдано благодаря «Повелителю стихий» и «После нашей эры», которые на пару собрали целую охапку отрицательных отзывов и аж восемь абсолютно заслуженных «Золотых малин». Однако, несмотря на это, индийский постановщик был и остается одним из самых интересных деятелей современного кинематографа. Вспомним первые работы М. Найта, которые говорят о режиссере намного больше: «Знаки», «Таинственный лес» и 

шикарное «Шестое чувство». Одной из главных фишек Шьямалана, которой он регулярно пользуется, являются «твисты», под которым подразумевают неожиданные повороты сюжета. Кроме того режиссер сам пишет сценарии и лично придумывает для них идеи. Если более глубоко вникнуть в его карьеру, то на лицо один закономерный факт: М. Найт снимает отличное кино, если он сам автор идеи, если он сам написал сценарий и если ему никто не мешает и дают полный творческий контроль. И фильм «Сплит» - как раз такое кино, в котором Шьямалан сделал всё так, как он хочет, и только поэтому получилось очень хорошо.

 

           Первое, что делает «Сплит» привлекательнее прочих конкурентов, идущих в прокате, так это весьма оригинальная идея – в центральном персонаже живет несколько разных личностей. Причем, ни две, ни три и даже ни десять, а свыше двух десятков. И каждая по-своему индивидуальна и не похожа на остальные. Причем, эта информация не является спойлером (как обычно бывает в фильмах про раздвоения), так как заявляется уже в трейлерах. Это заставляет мозг чесаться от мыслей, чем же меня смогут удивить в самом фильме, если такая важная информация раскрывается еще до его просмотра, а также смог ли Шьямалан написать достойный сценарий, который максимально лучшим образом обыграет и разовьёт такую непростую затею. Знающие люди могут возразить, мол идея не придумана Шьямаланом, так как соре основана на реальной истории Билли Миллигана, который тоже страдал от множественного расщепления личности и про которого была написана книга. Однако из истории Миллигана позаимствованы только сам факт такой болезни и точное количество личностей в одном человеке – 24. В остальном же, считаю, что идея «Сплита» - это не человек с 24-мя личностями, а сюжет о таком человеке и конкретная история с конкретными событиями.

            Второе, что играет триллеру на руку, это выбор актера на главную роль. Джеймс МакЭвой – очень талантливый и мощный актерище, который не только любит браться за непростые роли, но и отлично применяет способность игры с надрывом, делая даже более традиционные образы ярче и интересней. За почти два часа «Сплита», конечно же, не показываются все 24 личности, и МакЭвой предстает в образе только трети из них. И, надо признаться, в каждой он просто великолепен. Выбор Джеймса на эту роль настолько удачное решение, что складывается впечатление, будто специально под него была придумана история и написан сценарий.  По сути шотландский актер здесь играет несколько ролей, в полной мере пользуясь своим широчайшим игровым диапазоном. МакЭвой

очень ловко управляется со всеми очень разными образами подобно жонглеру, который вместо восьми одинаковых шариков использует восемь  непохожих предметов, каждый из которых по-своему уникален, но является неотъемлемой частью одного цельного представления.

                После неудачного периода Шьямалан вновь вернулся в свою колею, которую сам же однажды проложил. Он придумал свежую идею, организовал ее в грамотный и интересный и не глупый сценарий, пригласил классного и подходящего актера и снял захватывающий и напряженный триллер в своем стиле. Не обошлось и без визитной карточки М. Найта – сюжетного нежданчика, угадать который просто невозможно даже с сотни попыток. Но, следует отметить, что этот твист далеко не все смогут понять, так как для этого надо быть более менее хорошо знакомым с ранним творчеством режиссера. Более не имею права говорить, дабы не испортить впечатление тем, кто поймет и оценит фишку. Скажу лишь, что лично я ждал от Шьямалана некую неожиданность, но так и не дождался. И, когда мозг уже успокоился и полностью вышел из режима предвкушения, как снег на голову обрушивается ЭТО…

Что хорошего: Джеймс МакЭвой, идея, сценарий, подача, нежданчик.

 

Что плохого: Этот фильм хоть и не десять из десяти, но плохого ничего не обнаружил.

 

Лучший момент: Все эпизоды, в которых присутствует МакЭвой

 

Оценка: 75%

  • Instagram_App_Large_May2016_200
  • Vkontakte Social Icon
  • Wix Facebook page
  • Wix Twitter page
Кинонист - кино, рецензии и прочая веселая чушь