По соображениям совести: Пацифист - ожидание и реальность

            Когда на кинематографическом горизонте появляется какой-либо фильм, то постепенно приближаясь ко дню премьеры, он обрастает самыми различными характеристиками и показателями, которые в совокупности влияют на твой коэффициент ожидаемости этого конкретного фильма. Помимо рекламных постеров, трейлеров и новостей о кастинге в плюс или в минус к твоему предвкушению срабатывают оценки критиков, результаты участия в кинофестивалях, мнения журналистов или просто знакомых и многое-многое другое. Со всей этой скопившейся информацией ты идешь в кинотеатр, смотришь и только

затем понимаешь, оправдала ли данная картина твои ожидания или нет.

 

          Можно вывести своеобразную формулу, в которой показатель ожидаемости «Х» будет соотносится с показателем ощущений после просмотра «Y». Делим Y на X и получаем коэффициент удовлетворенности, чем выше который, тем лучше фильм оправдал наши ожидания. Проще говоря, мы довольны, если реальность достойна ожиданий, и разочарованы, если наоборот.

 

               Исходя из всей этой математики, фильм «По соображениям совести» перед премьерой набрал очень высокий показатель «X» с помощью вот такой информации:

- Мэл Гибсон снимает редко, но метко. Два Оскара за «Храброе сердце» (лучший фильм и режиссер), сильные «Страсти Христовы» и «Апокалипсис».

- Восторженные отзывы критиков и коллег по цеху, пророчивших несколько главных Оскаров.

- Благодаря этому фильму даже после многочисленных скандалов и статуса изгоя Голливуда, Мэла Гибсона с почетом приняли обратно в стаю.

- Фильм основан на реальной и очень сильной истории

- На Венецианском фестивале после окончания фильма, зрители 10 минут аплодировали стоя

- Фильм имел крайне высокие рейтинги среди обычных смертных зрителей на двух уважаемых ресурсах (Кинопоиск – 8,3, Imdb – 8,6).

 

            Согласись, многообещающе. Поэтому лично у меня сформировался уровень ожидания и предвкушения в районе цифры 8, что эквивалентно статусу одного из самых ожидаемых фильмов года. Поэтому, чтобы оправдать ожидания и оставить максимум положительного впечатления, «По соображениям совести» должен был просто разорвать меня как в качественном, так и в эмоциональном плане. Так что же получилось в итоге?

           На самом деле, «По соображениям совести» получился очень достойным, качественным и, в целом, хорошим фильмом. Однако, при всех своих многочисленных плюсах фильм имеет и несколько значительных минусов, которые не позволили ему удовлетворить мои предвкушения в полном объеме.

 

           Первое – игра актеров. В общей массе претензий нет за некоторым исключением. Например, Сэм Уортингтон получился вообще никакущим, будто он совсем забыл, как играть после «Аватара». Винс Вон очень недурно справился с серьезным образом во втором сезоне «Настоящего детектива», но здесь он растерял эти навыки и снова выглядит не по жанру комично. Исполнитель главной роли Эндрю Гарфилд с задачей справился, но не за

счет актерских способностей, а благодаря сильной схожести между играемым образом и самим собой. А вот кто по-настоящему заслуживает похвалы, так это Хьюго Уивинг, который блистательно показал отца главного героя и за свои максимум 15 минут экранного времени затмил половину всего актерского состава.

 

                Второе – Странные схожести. Первое, что моментально коробит глаз и ухо, так это сцена, в которой герой Винса Вона на правах командира вставляет пистоны солдатам, раздавая им прозвища. Выглядит это как укороченный неудачный ремикс культового фрагмента из «Цельнометалической оболочки». Даже, если это сделано намеренно, дабы отдать дань уважения фильму 1987 года (что частенько практикуется), то получилось это крайне коряво, и лишь вызывает нездоровый внутренний смешок. Вдвойне нелепо это выглядит в исполнении все того же Винса Вона. Еще очень многие зрители отмечают мясорубку, а именно непосредственную сцену боя между американцами и японцами. Действительно, снято очень качественно и реалистично. Однако восторг это не вызывает, так как по сути является вторичным после «Спасти рядового Райана».

 

            Третье – эмоции. Так совпало, что в своей предыдущей рецензии о фильме «Чудо на Гудзоне» я обратил внимание на то, что использованная история изначально не имела под собой сильную эмоциональную составляющую, но режиссер Клинт Иствуд каким-то чудесным образом все-таки сумел добавить эмоциональности в концовке. В фильме Мэла Гибсона все с точностью до наоборот. Огромного уважения заслуживает подвиг Дезмонта Досса, который ни разу не прикоснувшись к оружию, сначала вынес с поля боя 75 раненных сослуживцев, а спустя две недели еще и отбил ногой гранату. Он проявил невероятную силу духа и отвагу, заткнув за пояс всех, кто издевался и смеялся над ним. Но в фильме, как мне показалось, не удалось достигнуть того уровня эмоций, какой можно и нужно было достигнуть. Одной трогательной или вдохновляющей музыкой этого не добиться, одними актерскими стараниями тоже не обойтись. Сильные ощущения вызываются у зрителя только совокупностью множества приемов, а также подготовкой эмоционального фона в течение всего фильма. Мэл Гибсон это прекрасно знает и очень хорошо умеет. Но, видимо, десятилетнее режиссерское молчание не прошло таки бесследно, и Мэл при всех своих бесспорных талантах на сей раз просто не дотянул до нужного уровня эмоциональности.

             Если у тебя хватило терпения дочитать аж до сюда, то, наверняка сложилось впечатление, что я эдакий нехороший человек незаслуженно ругаю этот прекрасный и трогательный фильм. Это не совсем так. Я лишь указываю на некоторые недоработки и недочеты, которые не столько портят фильм, они лишь помешали ему быть намного лучше. Возможно, критики и зрители на самом деле больше восторгаются самой историей и подвигом Дезмонда Досса, чем экранизацией этой истории. И все награды, которые, вероятно, получит «По соображениям совести», будут подсознательно отданы не фильму, а конкретному историческому событию.

                Опять же, это все очень субъективно, но, возвращаясь к математике, коэффициент удовлетворенности лично у меня получился меньше единицы. А это значит, что фильм совсем чуть-чуть не смог в полной мере превзойти мои ожидания, которые скорей всего были просто мною же завышены.  Ведь, если не вдаваться в описанные детали, "По соображениям совести"  вполне добротное и хорошее кино.

Что хорошего: Восхищение перед подвигом Досса (не в фильме, а в реальности). Рад за Мэла Гибсона, что удачно вернулся к работе.

 

Что плохого: Первый эпизод с Винсом Воном. Концовку можно было и поэмоциональней сделать.

 

Лучший момент: Первая бойня. Документальная нарезка с Дезмонтом перед титрами.

 

Оценка: 76%

  • Instagram_App_Large_May2016_200
  • Vkontakte Social Icon
  • Wix Facebook page
  • Wix Twitter page
Кинонист - кино, рецензии и прочая веселая чушь