НАША трагедия ИХ глазами

Если не хочешь читать, то можешь посмотреть видеообзор здесь

Фильм «Курск» начал появляться в мировом прокате еще во второй половине 2018 года, но до российских экранов добрался только сейчас. И так удачно совпало, что это случилось в тот момент, когда еще не остыли горячие обсуждения сериала «Чернобыль». Обе картины не просто про нас, а про тяжелые для нашего народа трагедии. И, как это принято у иностранных киноделов, сильно или слабо, прямо или косвенно, но винить во всем плохом следует наши власти, нашу бюрократию, нашу систему.

 

Но сегодня я не буду опять использовать слово пропаганда и говорить о том, что не правильно делать поспешных выводов по фильмам. Особенно иностранным. Я более чем достаточно высказался об этом в обзоре на сериал Чернобыль. Здесь сейчас должна появиться подсказка на этот ролик, а в описании я оставил прямую ссылку. Думаю, что в отношении Курска достаточно поговорить только с точки зрения его художественного исполнения. Но ближе к концу у меня все же будет пара идей, которые я подкину иностранным киношникам.

 

Важный момент. Фильм «Курск» - это не просто экранизация трагедии, когда на учениях в Баренцевом море затонула наша подводная лодка. Это экранизация книги об этом инциденте. Таким образом, технически, реальные события прошли два этапа художественной интерпретации. О событии в истории России датский режиссер Томас Винтерберг на студии француза Люка Бессона снял фильм по книге американского журналиста Роберта Мура. Я ни на что не намекаю. Это просто голые факты.

 

К тому же, хочу обратить внимание на то, что в результате трагедии все 118 членов экипажа погибли. То есть ни одного выжившего не было. А, значит, все, что происходит в фильме внутри подлодки с момента ее погружения, является на 100% предположениями.

 

И вновь, я это говорю не для того, чтобы подставить под сомнение правдивость действий моряков. Никто не знает, что там происходило на самом деле? Но, учитывая, что эту часть истории пришлось придумывать с нуля, у авторов были бесконечные возможности создать любую драматическую атмосферу.

 

И вроде бы все сделано правильно. Но даже слишком правильно. А это уже называется нехорошим в кинематографе словом Шаблон. Наверное, именно такими иностранцы видят россиян, но для нас же это очередной и предсказуемый набор клише, местами переходящих в развесистую клюкву. Это сейчас, в 2019 году на примере все того же Чернобыля, мы видим прогресс, и русские глазами запада получаются очень натурально, хоть и продолжают так же неистово потребляя водку. Но книга, взятая за основу «Курска», была написана в 2002 году, когда более забавные стереотипы еще сидели в головах иностранцев. И в фильме это иногда ощущается.

 

И для того, чтобы картина перестала нравиться более, чем достаточно устаревших стереотипов, перемешанных с устаревшими шаблонами. В отсеке с временно выжившими, нет запасных аккумуляторов, но всегда найдется пара бутылок водки. Лучшее спасательное оборудование мы продали для развлечения туристов, и оставшийся ржавый батискаф с трех попыток не может никого спасти. Фотография семьи, которая всегда есть в бумажнике. Доблестный и гуманный британский капитан, бескорыстно протягивающий руку помощи и российские бюрократы, затворники, которые эту помощь не принимают. И ведь все это мы уже неоднократно видели в других, но очень похожих фильмах.

 

Но даже не это является главной проблемой. Трагедия, случившаяся в 2000 году и описанная сухим википедиевским текстом способна вызвать более сильные эмоции и чувство сострадания, чем то, как это сделано в фильме. Чтобы заставить сопереживать персонажам, в обязательном порядке зрителя нужно с ними правильно познакомить. И датский режиссер делает это настолько условно и картонно, что перед тобой оказывается не настоящий и живой человек, а собирательный образ среднестатистического моряка, которого собрали из среднестатистических и шаблонных знаний о таких же людях.

 

И авторы в какой то степени этого не отрицают. Режиссер подтвердил, что у героя Михаила Аверина, которого играет похожий одновременно на Путина и Галыгина бельгиец Маттиас Шонартс, на самом деле не было детей. А в фильме у него есть сын и еще один на подходе – так это специально скомбинированный образ 71 ребенка, которые остались без отцов. И к подобному художественному драматическому ходу вопросов никаких нет. Так делать можно, но делать это еще и нужно хорошо. Чего в фильме и не случилось.

 

Постановщик Томас Витерберг прекрасно отработал с героями в драме «Охота», после которой совершенно не верится, что он же снял и «Курск». Актерам будто никто не объяснил, кого и как им надо играть, поэтому им остается только исполнять свои роли профессионально, но на ощупь. Как результат, перед нами очевидная трагедия, как событие в целом, которое не отработано индивидуально ни одним из персонажей. Здесь даже оскароносному Колину Фёрту не дали ничего, в чем бы он мог проявить свой актерский талант.

 

Фильм «Курск» имеет только один способ воздействия на зрителя – это реальная история, трагедия. И искренне сопереживать получается только реальным людям, кого это событие коснулось. И, если бы подлодка Курск не затонула, если бы не погибло 118 человек, если все этого на самом деле не было, то этот фильм остался бы совершенно пустым и никчемным с нулевым уровнем драматизма.

 

Я ставлю фильму 46%. И у меня остается последний вопрос. А, зачем вообще иностранцам снимать кино про нас? Про наши трагедии, про наши неудачи и наше горе? Почему они берут только такие плохие и грустные истории. По какому принципу они их выбирают? Почему большинство их фильмов про нас приводят к образу светлого и хорошего представителя страдающего народа, как сын главного героя в финале Курска и нависающего над ним неприятного бюрократического и бездушного лица Макса фон Сюдова, как символа государственной власти, заставляющего этот собственный народ страдать и умирать.

Иностранные киноделы тыкали, тыкают и будут тыкать нас в наши проблемы, в наши неудачи. И глупо будет отрицать, что они у нас есть. Конечно есть. А у кого их нет? Но ведь у нас есть и много хорошего, о чем нельзя забывать. Это наш спасительный круг, без которого мы так и утонем в постоянно льющемся на нас море безнадеги.

  • Instagram_App_Large_May2016_200
  • Vkontakte Social Icon
  • Wix Facebook page
  • Wix Twitter page
Кинонист - кино, рецензии и прочая веселая чушь