ДЖОКЕР - Двухчасовой обман? Правильно понимаем смыслы

Если не хочешь читать, то можешь посмотреть видеообзор здесь

«Джокер» - это плохое кино. Поймите правильно. Это хорошо снятое плохое кино. Еще точнее – это хорошее кино о плохом. Потому что в нем нет ничего хорошего, в смысле положительного. Все плохо в Готэме, плохо на улицах, в домах, в головах людей. И, в первую очередь, у главного героя. Хотя, именно ему, в итоге, становится очень хорошо. Но только лишь потому, что все вокруг становится максимально плохо.

 

Дело в том, что фильм Джокер имеет очень сильное воздействие на зрителей, особенно на молодежь. Он заставляет задуматься, а, значит, и прийти к определенным выводам. И меня беспокоит, что некоторые из этих выводов могут негативно сказаться на отношении людей к нашей с вами сегодняшней жизни.

 

Но начнем с простого. «Джокер» - это картина, весь сюжет которой можно рассказать очень коротко. Это кино про больного и сумасшедшего человека, который в связи с рядом личных стечений обстоятельств неожиданно стал мучеником и символом анархии народа против системы. Это, действительно, весь сюжет от начала и до самого конца. Просто на этот скелет нанизано много так называемого мяса, помогающего этой истории быть не обыкновенной черно-белой картинкой, а большим разноцветным и насыщенным полотном.

 

Это главный герой на работе, вот его бьют, вот он дома, с врачом, с матерью, с коллегами. Есть среди этого и несколько эпизодов, которые являются спойлерами. Но, что бы не происходило на экране, любое действие все равно ведет к уже озвученной простейшей сюжетной структуре, в самом эпицентре которой главный герой.

 

Артур Флек с самого начала вызывает смешанные чувства. С одной стороны, он нам неприятен. Отталкивающая внешность, худосочный нездоровый оскал. А уж регулярные приступы спонтанного неконтролируемого смеха просто напросто пугают окружающих. Но с другой стороны нам становится его искренне жалко. Он ведь не виноват, что родился с такими чертами лица, а этот смех – клинически подтвержденное заболевание. Человек болен, он беспомощен перед своим недугом, а такие всегда вызывают чувство жалости и сочувствия.

 

Затем нам показывают Артура, как доброго и хорошего человека. Он исправно работает, любит мать, ухаживает за ней, живет светлой мечтой и всем сердцем верит в то, что окружающий мир может быть лучше и добрее. И именно он может миру в этом помочь. И мы начинаем еще больше ему симпатизировать.

 

И тут же мы оказываемся в ловушке и полностью становимся на сторону героя. Мало того, что он хороший человек и страдает от болезни, так еще и окружающие его люди либо бездушные скоты, либо откровенные негодяи. Он одинок, он никому не нужен. Но самое страшное, что у него нет ни единой возможности это изменить. И мы в ловушке, потому что не сострадать такому человеку с такой жизни просто невозможно. Ну, только, если вы не последняя бездушная скотина.

 

И вот, когда фундамент в виде расположения к Артуру Флеку основательно заложен, авторы начинают выстраивать стены его окружения, которое, очевидно, и есть причина обострения всех проблем бедолаги. Само собой это система, лицом которой являются власть-имущие, успешные люди. Все те, у кого есть возможность всю эту прогнившую систему изменить в лучшую сторону. Но они не делают этого, потому что им плевать на всех кроме себя любимых.

 

Это они виноваты в том, что на улицах беспредел. Это они своими сокращениями оставили Артура без лекарств. В их системе находятся полицейские, которые довели его мать до больницы. Это их представители с Уолл-стрит дорого одеты, но хамят и избивают тех, кого считают ниже себя. Это система дала Артуру имя Джокер. И то чудовище, в которое он впоследствии превратится, получается, создали тоже они.

 

Становится более чем очевидно, кто в этом кино добро, а кто зло. Поэтому даже первые убийства несчастного и измученного системой Артура можно легко оправдать. Но ровно после этого момента все, кто только что сопереживал безобидному страдальцу, автоматически становятся теми, кто сопереживает преступнику и убийце.

 

Впервые попробовав кровь на вкус, у главного героя начинается необратимая трансформация личности, которая просто гениально сыграна исполнителем главной роли Хоакином Фениксом. К тому же, эта трансформация сделана очень хитрым образом. Дело в том, что после всевозможных стечений обстоятельств, которые буквально довели Артура Флека до «ручки», каждое его последующее решение или действие постепенно убивает в зрителях симпатию к персонажу. Но заложенный в самом начале негатив к окружающей его системе остается. Поэтому мы уже не ЗА главного героя. Мы просто ПРОТИВ этой системы.

 

Против нее и весь народ, который, вдохновившись случайными и не преднамеренными поступками одинокого психопата, начинает устраивать митинги и расшатывать социальную обстановку, которая в результате ведет к полному беспределу и анархии. То, что Артур делает лично для себя, заводит толпу, которая видит в этом некий символ, первый шаг к сопротивлению. И уже только после этого, видя плоды своих действий, герой полностью заканчивает свое превращение в того самого настоящего и сформированного Джокера.

 

И нам он уже ну никак не может нравится. И мы еще сильнее начинаем ненавидеть систему, чьим порождением стал этот монстр. В финале фильма режиссер не оставляет зрителю совершенно никого, кто может вызвать симпатию или сопереживание. Он просто уничтожает все, что может вызвать любые положительные эмоции, оставляя гневную толпу с концентрированной ненавистью и больше ни с чем.

 

Поэтому это плохое кино, очень хорошо снятое плохое кино. Думать о чем-то хорошем после него невозможно. И самый простой, а поэтому ошибочный вывод, который можно сделать – это принять ненависть и согласиться с тем, что единственная причина всех бед общества – это несовершенство власти и ее системы.

 

Да, система несовершенна, она ни в одной стране не совершенна. Но и в любых слоях общества есть и хорошие люди, и подонки. Короче, на эту тему можно говорить бесконечно и прийти неизвестно к каким выводам. Но не я хочу, чтобы после просмотра фильма вы забивали себе этим голову слишком долго. Поэтому поделюсь кое-каким наблюдением.

 

Все два часа в фильме нет ни одной сцены без присутствия центрального персонажа. Я не преувеличиваю, ни одной. За исключением одного короткого эпизода. Но он здесь нужен исключительно для подвязки к первоисточнику. А так везде Джокер, везде Артур Флек, весь фильм. И это не просто так. Мне кажется, это сделано специально, и это важно.

 

Это значит, что абсолютно все происходящее мы с вами видим глазами одного единственного персонажа. Причем, режиссер буквально навязывает нам только его точку зрения, не давая возможности оценить любую ситуацию как-то иначе. То есть далеко не факт, что, например, Томас Уэйн действительно такой плохой, каким нам его показывают. Потому что нам показывают Томаса Уэйна не таким, какой есть, а каким его видит Джокер.

 

Персонаж Роберта де Ниро в момент, когда Джокер обвиняет его во всех грехах системы, прямо отвечает «Ты меня не знаешь». И оказывается, что на самом деле мы, зрители, в этом фильме вообще никого не знаем. Мы знаем только то, что обо всех думает Артур Флек. И все происходящее – ни что иное, как субъективный взгляд одного человека.

 

А теперь вспоминаем, что этот человек – с детства клинически больной и сумасшедший. И вся та ненависть, с которой людей оставляют наедине – это ненависть, навязанная сумасшедшим. Толпа народа, которая устроила беспредел и анархию в Готэме, вдохновилась поступками одного психа. Насколько это разумно, судите сами. Только прошу, подумайте об этом в одиночку. Коллективный разум часто бывает слеп и безрассуден.

  • Instagram_App_Large_May2016_200
  • Vkontakte Social Icon
  • Wix Facebook page
  • Wix Twitter page
Кинонист - кино, рецензии и прочая веселая чушь