Дюнкерк: Это не кино о войне. Это война

                  Считаю бессмысленным тратить слова и строки, напоминая, что новая картина британского режиссера носила статус одного из самых ожидаемых фильмов года, неистово теребя предвкушительные железы миллионов зрителей по всему миру Кроме того, не вижу никакой необходимости в занятии аннотационизмом, пересказывая сюжет и историческую суть показанных в фильме событий. Наибольшую ценность в "Дюнкерке" представляют те эмоции, которые он вызывает, а также та отличительная от всего специфика, с которой он был снят. Ведь Нолан сумел нарушить множество традиционных правил и удивить даже самых преданных поклонников его творчества.

               "Дюнкерк", пожалуй, получился самым непохожим военным фильмом среди всех выходивших на экраны за всю историю кинематографа. Дело в том, что Кристофер Нолан нагло игнорирует большинство составляющих не просто военного фильма, а фильма в принципе, из-за чего каждый сидящий в зале человек может испытывать странное чувство отсутствия чего-то крайне необходимого и обязательного. Как, если бы, тебе принесли оливье, в который не добавили майонез, или пиццу без сыра. Ты понимаешь, что оливье без майонеза - не оливье, но тут еще нет и горошка, а также соленого огурца. Но ты ешь, и тебе так нравится, что ты не можешь остановиться, пока тарелка не опустеет. Дабы более не углубляться в гастрономическую тему, рискуя вызвать у тебя неконтролируемое слюноотделение, приступлю лучше я к объяснению всех этих "оливьешных" ассоциаций.

 

                  В "Дюнкерке" напрочь отсутствуют несколько деталей, без которых практически любому человеку будет очень сложно представить военный фильм. В фильме нет главного героя. Ни одного центрального персонажа. Все актеры, вне зависимости от степени известности и популярности, играют только лишь второстепенные роли. Ни про кого из них ты не знаешь ровным счетом ничего да так и не узнаешь до самых титров, потому что в фильме отсутствуют какие-либо предыстории, воспоминания из прошлого или упоминания о любимой, ждущей мужа с фронта. В "Дюнкерке" нет всех этих эпичных речей, которыми обычно поднимают боевой дух командиры. Здесь нет диалогов, в которых бы кто-нибудь обронил фразу о чем-то кроме происходящего здесь и сейчас. Здесь нет чьей-либо гибели или, наоборот, чудесного выживания, которые бы сопровождались чрезмерной мимикой и литрами слез в замедленной съемке под раздирающую жалобную скрипку. В фильме Нолана нет так называемого "мяса", призванного максимально реалистично окунуть зрителя в кровавые ужасы войны. Здесь даже нет врага, в том смысле, что в кадре не появляется ни один немец.

                Ты, наверняка задашь очевидный вопрос: "А что же есть в "Дюнкерке", если в нем нет ничего того, что присутствует в любом военном фильме?" Но, на самом деле, я уже написал ответ на этот твой вопрос. Написал я его в самом начале - в заголовке. "Дюнкерк" - это не кино о войне. Это и есть война. И именно "Война" является здесь единственным центральным персонажем. Ни юный солдат, ни главнокомандующий, ни летчик, ни капитан корабля. Война. Кристофер Нолан снял фильм, который способен максимально глубоко погрузить зрителя в события на экране. Ты не смотришь, как солдаты пытаются выжить любой ценой - ты выживаешь вместе с ними. Ты не наблюдаешь за летящим самолетом - ты сам летишь в нем. Ты не видишь тонущий корабль - ты тонешь вместе с этим кораблем. И даже в какую-то минуту ты можешь забыть, что сидишь в уютном кресле кинозала и ощутить себя целиком там, на самой настоящей войне.

               На этой войне никто не говорит пламенных и эпичных речей, никто не шутит, не геройствует сверх своих реальных возможностей и не рассказывает друг другу о личной жизни. Каждый пытается сделать то, что может и пытается выжить любыми способами. Нолан сумел добиться такого эффекта погружения в фильм, какого лично я на своей памяти даже не припомню. Делает он это с помощью нескольких инструментов, которые используются очень профессионально, и, что самое главное, без перебора, в меру. Во-первых, безупречный видеоряд, совмещающий грандиозные и масштабные панорамы с ручной трясущейся камерой в ограниченных пространствах. Немаловажную роль в восприятии картинки играет отсутствие компьютерной графики, что идет только на пользу реалистичности. Вся военная техника была воссоздана и утоплена либо взорвана по-настоящему.

 

                 Во-вторых, повествование ведется одновременно с трех разных сторон, причем в разных временных рамках. Практически синхронно развиваются недельные события на суше, один день на воде и всего лишь час в воздухе. Такая подача в скопе с параллельным монтажом не просто удерживает темп всего фильма, а усиливает его с каждой минутой. В-третьих, это, безусловно, музыка в исполнении великого и могучего Ханса Циммера. Да, в этот раз, саундтрек не подходит для прослушивания отдельно от фильма, но он выполняет очень важную функцию - помогает видеоряду нагнетать обстановку и наращивать все тот же темп. Причем, музыка играет постоянно, но ты обращаешь на это внимание только в редкие мгновения абсолютной тишины на экране.

                Все эти три инструмента настолько удачно сочетаются друг с другом, что умудряются заставить тебя вдохнуть воздух в самом начале, а выдохнуть только после финальных титров. Существует термин "саспенс", который означает то самое состояние, которое человек испытывает, например, когда в ужастике кто-то медленно заглядывает за угол. Это волнение, нервозность, беспокойство, тревога ожидания сразу. Но, в любом триллере или ужастике саспенс имеет временный характер и действует на зрителя порционно. "Дюнкерк" же - это один сплошной саспенс, которые с первых минут очень медленно и незаметно подкрадывается, захватывает сознание и отпускает один раз, но лишь в самом конце.

Именно поэтому ты можешь более менее облегченно выдохнуть только тогда, когда это могут себе позволить персонажи на экране. Только вместе с ними, но никак не раньше.

 

              Конечно же, есть множество прекрасных картин на военную тему, с которыми кто-то попытается сравнить "Дюнкерк". Однако делать такое сравнение будет не совсем правильным, так как и "Перл Харбор", и "Спасти рядового Райана" и прошлогодний "По соображениям совести" при всех своих плюсах являются фильмами о войне студийного производства со всеми присущими жанру элементами и традиционными шаблонами. Конечно же, ты с интересом наблюдаешь за всем, что происходит, переживаешь за персонажей, восхищаешься великолепными съемками, воодушевляешься патриотическими настроениями и грустишь о погибших. Мы привыкли к этим фильмам, и любим их. Но "Дюнкерк" не такой. Он не рассказывает тебе историю каких-либо боевых действий о каких-либо людях. Этот фильм делает тебя самым настоящим участником этих событий, совершенно не гарантируя твое выживание, с кем бы из участников ты бы себя не ассоциировал. Потому что "Дюнкерк" - это не кино о войне. Это сама война.

Что хорошего: Съемки, музыка, саспенс, погружение в фильм, отличительность.

 

Что плохого: Фильм далеко не для всех. И, пусть "Дюнкерк" оставил потрясающие впечатления, для меня он не стал лучшим фильмом Нолана. Но это однозначно один из лучших фильмов года, а может и пятилетки.

 

Лучший момент: Нельзя вырывать что-то из общего контекста. Весь фильм - это один сплошной лучший момент.

Оценка: 85%

  • Instagram_App_Large_May2016_200
  • Vkontakte Social Icon
  • Wix Facebook page
  • Wix Twitter page
Кинонист - кино, рецензии и прочая веселая чушь