Личности, ценности и рыцари...

Я не вижу смысла вдаваться в подробности сюжета и рассказывать о том, как современный успешный режиссер вынужденно путешествует с актером из своего прошлого, который обезумел, искренне считает  себя настоящим Дон Кихотом, а его своим соратником Санчо. Сюжет здесь есть, и он интересен, но не так важен. Точнее, не так. Он важен, но не является отдельным объектом для анализа. Отношение к этому фильму можно сформировать только комплексным восприятием всех его составляющих: сюжета, формы, подачи и всего остального.

 

Терри Гиллиам не приглашает нас отправиться в занятные приключения двоих индивидуумов. Он предлагает нам путешествие по дороге самооценки и самопознания главного героя, чтобы затем ты сам попробовал пройтись по точно такой же дороге, но уже собственной. Ведь, если в начале мы видим вполне обычного современного успешного человека, который считает откровенным идиотизмом вынужденное сопровождение какого-то сумасшедшего, то в финале это совсем другая переродившаяся личность, а этот безумный и нелепый старик в ржавых доспехах и с копьем чуть ли не самый здравомыслящий в округе.

 

Режиссер удивительным образом вроде бы рассказывает обычную занимательную историю, в которой увлеченно фантазирует, иронизирует и иногда откровенно стебется. Но именно через такую простую форму он аккуратно и незаметно помещает в зрителя пищу для размышлений. Так же незаметно, как ускользает от главного героя реальность, в которую он верил, в которой он существовал. И надуманные его мозгом мелочи начинаешь воспринимать метафорически.

 

Его бессмысленное тщеславие – это те золотые монеты, оказавшиеся бесполезным мусором. Простые марокканские иммигранты, так напоминающие террористов – как высмеивание стереотипов по внешним признакам. Это все те же ветряные мельницы, с которыми мы часто бьемся, чтобы доказать свою значимость. Но не кому-то, а самим себе.

 

Нельзя одного конкретного человека для полного его понимания, рассматривать только с одной стороны. Здесь нужен комплексный подход. Так и режиссер очень умело его использует, исследуя объекты наблюдения с разных сторон. Оттого и каждый зритель может совершенно по-разному принять этот труд.

Для одних это кино о личностях, о взглядах на окружающий мир и том, как может измениться привычная жизнь, если взглянуть на нее с непривычного ракурса. Для вторых, это размышления об истинных ценностях, о которых мы забываем, окружая себя ценностями более материальными, броскими и легко исчисляемыми. А для третьих – это притча о рыцарях. Но не тех, которых можно узнать по мечу, коню и шлему. Здесь это тоже метафора. А тех рыцарях, которые посвящают себя бескорыстному служению правде. Рыцарях, не в доспехах на теле, а с верой в благородство в душе.

 

Ведь нынче истинным рыцарем может считаться не тот, который без раздумий ринется спасать попавшего в беду, пока общественность снимает сие действо на смартфоны. И даже не тот, кто готов сделать это, рискуя стать безумцем и посмешищем в глазах других. А тот, что будет реять за праведное дело всегда, точно зная, что именно таким посмешищем в итоге и станет. Прям, вылитый Дон Кихот.

 

Безусловно, подобное восприятие заслуга ни одного лишь Гиллиама. Исполнители главных ролей внесли очень существенные вклад для правильного переноса нужных эмоций на экран. Адам Драйвер все больше и больше растет в моих глазах, видимо, очень грамотно подбирая под себя проекты, которые позволяют ему реализовывать свой потенциал по максимуму. Ну, а Джонатану Прайсу отдельный низкий поклон за прекрасную актерскую работу. Его Дон Кихот не может оставить равнодушным. Он получился настолько живой и интересный, что я просто не мог насытится его присутствием. Организм требовал еще и еще этого потрясающего и милого старичка. Оскар за роль второго плана ему досрочно!

 

Человек, который убил Дон Кихота – это такое кино, которое надо не понимать, а ощущать. При этом у каждого эти ощущения будут отличаться, в зависимости от собственных взглядов на жизнь, тараканов в голове или скелетов в шкафу. Поэтому, в качестве рекомендации, я бы предложил некий возрастной рейтинг. Но не 12+ или 18+. Нет. Фильм правильнее смотреть зрителям с определенным минимальным жизненным опытом. Я бы сказал 30+, но кто-то подобный опыт уже имеет в 25, а кто-то и к пятидесяти не хочет или не может утруждать свой мозг подобным размышлениями.

 

Оценка: 76%

  • Instagram_App_Large_May2016_200
  • Vkontakte Social Icon
  • Wix Facebook page
  • Wix Twitter page
Кинонист - кино, рецензии и прочая веселая чушь