Элтон против Фредди

Если не хочешь читать, то можешь посмотреть видеообзор здесь

Чернобыль – мини-сериал от крупнейшего телеканала НВО. Того самого, подарившего нам Мир дикого запада, Настоящего детектива, Клан Сопрано и, конечно же, Игру престолов. НВО славится взрослыми и серьезными проектами, на создание которых выделяется очень солидные бюджеты. Как результат, контент телеканала является одним из самых лучших и качественных в художественных, технических и драматических показателях.

 

И Чернобыль не стал исключением. Всего пять часовых серий моментально произвели мировой фурор, а рейтинги зрителей взлетели так высоко, что большинство культовых и общепризнанных теле шедевров остались позади. И, действительно, ощущения от просмотра полностью окупают этот взлет.

 

Авторы сумели создать потрясающую и очень реалистичную атмосферу СССР 1986 года, наполнив историю чернобыльской аварии настолько сильным саспенсом, что оторваться от экрана очень сложно. Ты получаешь искреннее удовольствие о того, насколько детально проработан тот мир того времени с теми людьми. И восхищение вызывает даже не то, что за спиной героев ты видишь вроде бы именно те самые электро-розетки на той самой плитке на той самой кухне. Не максимально точные дома, интерьеры, автомобили, одежда и стаканы.

 

Во время просмотра складывается сильное ощущение, что в этот раз у НИХ, наконец-то, получилось показать нас лучше и правдивее, чем когда-либо.

И мы берем великолепные плоды трудов художников, декораторов и костюмеров. Прибавляем к ним грамотную и глубокую проработку каждого персонажа, сильную актерскую игру и проникновенные диалоги. Умножаем на прекрасную режиссуру и высочайший уровень драматизма той близкой нам трагедии. И получаем безупречный коктейль, который своим вкусом пьянит тебя, заставляя ощущать чувство прекрасного.

 

Но есть один довольно скользкий момент, который может проявиться, а может и нет на этапе зрительского восприятия. Это будет зависеть от того, как вы для себя лично интерпретируете главный посыл фильма и к каким выводам придете. Давайте гипотетически рассмотрим два разных сценария того, каким может оказаться восприятие сериала. Причем, это две враждующие между собой крайности.

Гипотетический зритель №1 -

Такой зритель помимо конкретного сюжета может увидеть, как иногда аккуратно и незаметно, а порой и прямо в лоб через экран доносится главный посыл, что народ страны, которая называлась СССР вызывает уважение. Любой, будь то пожарный, врач, инженер, шахтер или рядовой бухгалтер – это хороший человек. Это преисполненный долга и героизма гражданин с большим сердцем. Но правительство у всех этих прекрасных людей просто ужасное. Они врут друг другу, врут своему народу, врут всему миру в угоду собственных амбиций и статуса в рамках мировой конкуренции. Это сплошные тираны и ироды, готовые, не моргнув глазом, послать людей на верную смерть, а затем спокойно наблюдать из своего московского золотого бункера за массовой гибелью собственного народа.

И такие выводы автоматически подпитывают ненависть к Советскому Союзу и всему, что с ним связано. К подобному восприятию фильма сильней всего расположены те, для кого Сталин – это не главнокомандующий армии, победившей нацистов, а только лишь злобный тиран и убийца. Те, кто вместо официальной документации слепо верит художественным изысканиям Солженицына, не проверяя их на состоятельность и логику. Те, у кого одним из источников знаний истории является продукция мирового кинематографа.

Но я не собираюсь кого-то в чем-то переубеждать. Каждый сам для себя выбирает, в какую информацию верить, а в какую нет. Я лишь хочу напомнить, что Чернобыль – это в первую очередь художественное кино. И даже при том, что в основу легли реальные события, рассказы участников, хроника, документы, кино продолжает оставаться художественным. И от документального его отличает наличие возможности манипулировать эмоциями зрителя с целью формирования определенных мыслей и выводов.

Это значит, что, даже, если фильм показывает только достоверные факты и с детальной точностью описывает реальные события, это не запрещает его авторам интерпретировать данные факты и смещать смысловые акценты как вздумается.

И принадлежность Чернобыля не к документальному, а к художественному кино, позволяет его создателям преподносить реальные факты в любой концепции, в том числе и выставляющей государство в дурном тоне.

 

Конечно, никто не спорит, что кровь многочисленных жертв чернобыльской трагедии на руках конкретных людей, которые принимали конкретные решения. Это хорошо показано в фильме и имеет под собой официальную документацию. Недочеты в проектировке реактора, халатность персонала, страх перед ответственностью, умалчивание о масштабах трагедии, бездействие властей. Хорошо, все так и есть. Но разве правильно делать выводы обо всем государстве, которое существовало 70 лет, основываясь только на одном конкретном негативном инциденте?

 

Это называется обобщение. И лично я считаю, что обобщать что-либо – это большая глупость. Не все мужики козлы, не все бабы дуры и не весь Советский союз, существовавший с 22 по 91 год был плохой, только потому что в 86-м году случилось то, что случилось.

Но нет, многим нашим соотечественникам вполне и этого достаточно, чтобы искренне ненавидеть весь советский период в глобальном смысле. Некоторые только родились через 10 лет после развала, но с уверенностью пишут мне в комментариях фразы типа «Продолжай защищать страну, которая не думала о своем народе». Откуда в голове двадцатилетнего такие мысли? Почему ненависть к истории нашей страны приобрела хронический характер?

 

Никто не говорит, что в СССР все было хорошо и идеально. Кто-то скажет, что в современной России все хорошо и идеально? Да ни в одной стране мира не было, нет и не будет на 100% все хорошо и идеально. В любом государстве есть свои проблемы и недопонимания между народом и властью. И в истории любой страны можно найти свой случай, инцидент или трагедию, которые можно использовать для того, чтобы однажды смело сказать «страна не думает о своем народе».

Ладно, об этом можно говорить часами и ни к чему в итоге не прийти. Давайте лучше представим на гипотетического зрителя №2. Он видит все то же самое, что и первый зритель, но выводы делает прямо противоположные.

 

Такой зритель можно рассмотреть точный и прицельный плевок в нас с вами. И под нас с вами я имею в виду всех граждан бывшего Советского Союза. Вы можете смеяться, ругаться, но я искренне считаю, что СССР – это был один народ. Русский, белорус, украинец, казах… Это был один большой многонациональный народ, который жил в одной стране. И, пускай сейчас мы все разделены, история той страны – это история народа той страны. Это наша с вами история. Хотите вы этого или нет. Этого не изменить.

 

И этому зрителю увиденное не нравится. Ну а как может нравится, когда кто-то со стороны говорит плохо о твоей стране, в которой ты родился. Плохая она или хорошая, это отдельный вопрос. Но с какого перепугу кто-то левый дает ответ на этот вопрос вместо нас?

 

Ладно, хрен с ними, пусть говорят о нас, что хотят. Те же американцы этим постоянно занимаются. Но зрителя №2 беспокоит не это. Его больше удивляет то, с каким счастьем это встречают в нашей стране. Хвалебные обзоры, яркие рецензии, восторженные отзывы. Очень много людей ссут кипятком от удовольствия, называют Чернобыль самым лучшим сериалом, а крупные кинопорталы строчат бесконечные статьи о том, почему сериал по праву заслуживает такие высокие рейтинги.

Безусловно, с художественной и технической стороны сериал шикарный и выше всяких похвал. Но этот зритель негодует, неужели никто не видит в нем этот даже не скрытый, а очень явный посыл. Грязь, которой искусно рисуют на нашей с вами истории. И больше всего его бесят восторженные отзывы соотечественников, которые в его понимании эту грязь принимают и с радостью поддерживают. То есть в нас запустили ракетой с дерьмом, а мы, вместо того, чтобы воспользоваться системами ПВО, встречаем ее с распростертыми объятиями и улыбкой на лице. И совершенно понятно, почему он эту радость не разделяет.

Но может тогда и нам выбрать такую страну, найти в ее истории особо больную для ее граждан трагедию. И снять хорошее качественное кино, в котором мы все очень достоверно покажем, и заявим, что это ваше правительство виновато. И вообще оно плохое, не любите и не уважайте его. Например, как предложил в своем коротком мнении Иван Диденко, снимем фильм про 11 сентября, в котором всю вино возложим на правительство США. И это отличный пример. Можно догадываться, какой будет реакция американских граждан. Но вряд ли они будут так массово восторгаться, как это делаем мы. И дело даже не в том, показана в фильме правда или нет. А в том, что какого черта вы к нам лезете и что-то там о нашей стране заявляете.

Скажу честно, мне ближе позиция второго зрителя. Но не потому что я в этом вижу пропагандистский плевок. Мне ближе к пониманию мысли второго зрителя, потому что он защищает историю страны. Но себя бы я отнес к третьему виду.

Мне понравился сериал. На мой взгляд, он снят на самом высочайшем уровне. И его создатели заслуживают уважение за проделанную работу. Конечно, при желании в нем можно увидеть антисоветскую пропаганду. Но совершенно не обязательно её бездумно впитывать. Этим обзором я лишь хотел дать простой совет, которым вы можете воспользоваться или нет. Смотрите кино с головой и критическим мышлением. Получайте удовольствие от просмотра, но учитесь распознавать и фильтровать подобные негативные посылы. Потому что поглощение подобных продуктов вслепую и без разбора может привести к медленному но верному изменению вашего мировоззрения. И в итоге вы будете мыслить не своими, а чужими идеями и убеждениями. Не забывайте, что каким бы реалистичным и правдоподобным не было художественное кино, он все равно остается художественным кино.

 

И в завершении хотел бы обратиться к радикальным ненавистникам Советского союза и привести известную цитату. Отними у народа историю – и через поколение он превратится в толпу. А еще через поколение им можно управлять, как стадом. С распада Советского союза прошло почти 30 лет, а это как раз примерно два поколения. Посмотрите вокруг и подумайте об этом. Учитывая, что эта цитата принадлежит Йозефу Геббельсу, профессиональному пропагандисту и соратнику Гитлера. Которого победил так ненавистный многим Советский Союз.

  • Instagram_App_Large_May2016_200
  • Vkontakte Social Icon
  • Wix Facebook page
  • Wix Twitter page
Кинонист - кино, рецензии и прочая веселая чушь