Аватар: Старый мир в новых декорациях

            Джеймс Кэмерон – один из главных новаторов современного кинематографа. Что ни фильм, то обязательно прорыв в технологиях и новая планка, которую вновь приходится брать коллегам по цеху. В свое время Терминатор наделал шуму и, а его вторая часть так вообще стала культовой и недосягаемой практически для всех фильмов своего десятилетия. На первый взгляд могло показаться, что формула успеха режиссера состоит всего из двух ингредиентов: оригинальная идея, помноженная на что-то новенькое в визуальных эффектах. Однако затем появился Титаник, в котором первая составляющая напрочь отсутствовала. Так почему же всем известная история, пускай даже очень

дорогая и красочная, стала самым кассовым фильмом в     истории? Наверное, у Кэмерона имеется некая секретная специя, а именно дар нутром чувствовать, что нужно зрителям, и как это правильно преподнести. Черт побери, все (кроме одного) его фильмы стали успешными в финансовом плане (исключением является Бездна). И уж точно все его картины безо всяких исключений можно по достоинству считать наследием истории кинематографа. После недосягаемого Титаника было 12 лет молчания, пока не появился «Аватар».

 

           К 2009 году, благодаря неистово шагающему прогрессу, пожалуй, большая половина населения Земли стала настолько избалованной до спецэффектов, что удивлять ее становилось сложнее чуть ли ни с каждым месяцем. Но миру явилось то, чего он никогда прежде не видел и не испытывал. Джеймс не просто возродил 3D и придумал новую виртуальную технологию съемок. Он создал абсолютно новый мир, наполнив его всеми своими впечатлениями после многочисленных погружений в бездны океанов. Этот новый мир просто каким-то магическим образом заразил абсолютно всех землян вирусом под названием «Аватар». Народ, как оголтелый давился в очередях, чтобы во второй, в третий и даже в пятый раз увидеть самый удивительный аттракцион.

          Здесь снова пошли в дело знакомые составляющие успеха: оригинальность и красотища неописуемая, поражающая каждой своей секундой. В первую очередь, «Аватар» - это картинка, в которой не найти ни одного малейшего изъяна. Это новое ощущение реальности через глаза плюс полное погружение в атмосферу происходящего. Сразу же после успеха «Аватара» голливудские студии, истекая слюнями и предвкушая золотые яхты, переводили в трехмерный формат добрую половину своих релизов, не понимая главного. Такого им никогда не повторить, только лишь заставив посетителей кинотеатров надеть очки.

Все оказывалось вторичным, а в большинстве случаев стереоизображение совершенно не оправдывалось, выполняя одну только функцию катализатора увеличения стоимости билетов. Они и до сих пор это делают, что просто напросто убивает интерес к 3D. (Лично я принципиально выбираю сеансы в обычном двухмерном варианте). Таким образом, очередная планка Кэмерона вот уже несколько лет оказывается недосягаемой. Визуальная составляющая фильма просто поражает воображение, радует глаз и доставляет истинное удовольствие.

 

 

               Хотя про «Аватар» нельзя сказать, что он гениален. Новый мир, новые персонажи и новые технические выдумки посажены на старый и потасканный скелет. Сюжет довольно таки банален, максимально прост и предсказуем. Абсолютно классическое противостояние добра против зла, индустриальных захватчиков против коренных жителей, добычи ресурсов против природы, крупнокалиберного оружия против стрел, роботов против животных, экскаваторов против деревьев… Ты точно знаешь, что хорошие победят, потеряв пару центральных персонажей, плохие проиграют, а самый плохой погибнет; главный герой облажается, но потом феерично реабилитируется, толкнув эпичную речь; он же успеет полюбить и увести даму от потенциального мужа… Можно очень долго перечислять все эти штампы и шаблоны, которыми фильм наполнен ничуть не меньше, чем спецэффектами. Но ты прощаешь все это и даже несколько раз, ведь все острые углы умело сглаживает потрясающая картинка. «Аватар» хочется посмотреть раз пять, но на шестой, скорей всего, желание уже отпадет, а удовольствие притупится. Ведь, привыкнув глазами, начнется обострение слуха, обращая внимание на диалоги. Мозг начнет анализировать мотивы и действия персонажей, не находя для себя ничего нового и интересного. Но, наверное, так и должно быть. Если бы «Аватар» был бы ещё и очень умным фильмом с лихо закрученным сюжетом и фразами, с экрана улетающими в народ, то он до сих пор бы еще шел в кинотеатрах и по всем телеканалам, а Кэмерону воздвигли бы памятник и назначили б его новым богом.

              Режиссер подарил народу зрелищ, а хлеба было недостаточно и немного черствого, главное, что съедобного. (А вы, видать, заскучали, думали, что тут такая рецензия из сплошных восторгов и стенами в кипятке? Хренушки и никакого лебезения ) От «Аватара» со временем «отходишь» как от сильного наркоза. Его действие не проходит очень и очень долго, но затем обязательно приходит трезвость с элементами легкого похмелья. И именно это особо затяжное послевкусие сделало его самым кассовым фильмом всех времен и народов. Почти три миллиарда баксов! Просто невообразимые бабки для кинематографа нашего времени.

               И, кстати, только что пришла мысль в дополнение к предыдущему абзацу. Если бы «Аватар» оказался бы ещё и очень умным, то этих денег он бы не заработал. Это сверх усвояемая пища, после которой очень быстро вновь возвращается голод, требующий поскорей наполнить желудок и, желательно, тем же самым.

 

           Но вновь вернемся к позитиву, так ласкающего мочки ушей фанатов этого фильма. Отдельных оваций заслуживает музыка, которая не только точно дополняет видеоряд, но и приятна при «слепом» прослушивании. За очередной шедевр на поприще музыки нижайший поклон Джеймсу Хорнеру. К великому сожалению, этот гениальный композитор досрочно покинул нас, но его музыка по праву останется в веках.

 

               Очень грустно сейчасстало, но надо заканчивать.

               Джеймс Кэмерон (если для тебя это еще новость) подарит нам ещё целых четыре Аватара, начиная с 2018 года. Делясь впечатлениями о первых наработках и массе идей по расширению полюбившегося мира, он по сути уже начал едва заметную рекламную кампанию. Что-то подсказывает, что, спустя девять лет, часть вторая наведет ничуть не меньше шума и, вполне вероятно, установит пару новых планок в визуальном исполнении и в финансовых достижениях. Ну вы ведь навряд ли обойдетесь одной порцией того самого потрясающего блюда, которым вас угостили давным-давно, но не давали несколько лет? Чтобы выразиться более понятно, приведу в пример заядлого алкоголика, который дождался окончания двухлетней кодировки. Хотя, иногда время имеет свойство лечить. Поживем – увидим.

 

«Аватар», несмотря на то, что является антологией кинематографических шаблонов, остался в жизни каждого ярким пятном на фоне суровых кинобудней. Его можно ругать, есть за что. Но, почему то, в данном случае прощаешь «Аватару» всю его банальность и слабую драматургию, оставляя за ним право не быть лучшим фильмом в истории, но быть лучшим шоу в истории фильмов.

Что хорошего: Картинка и все, что воспринимается глазами. Музыка.

 

Что плохого: Сценарий, сюжет и все, что воспринимается не глазами.

 

Лучший момент: Их несколько, а точнее все нарисованные и без людей. Эрик Картмен сказал бы: «Шикарно» с присущей нашему переводу интонацией.

 

Оценка: 79%

  • Instagram_App_Large_May2016_200
  • Vkontakte Social Icon
  • Wix Facebook page
  • Wix Twitter page
Кинонист - кино, рецензии и прочая веселая чушь