12 лет рабства: Не опять, а снова

              Сколько будет солнце вставать по утрам, сколько будет оливье столы новогодние украшать, столько будут американцы снимать фильмы про рабство. Но каким бы не был прекрасен восход солнца, а оливье вкусным и желанным, ко всему этому привыкаешь, не открывая для себя ничего нового и испытывая всегда одинаковые и приевшиеся ощущения. То же самое можно сказать про «12 лет рабства». Но, по порядку.

 

                 Если загрузить полный саундтрек к данному кино, то можно добрую половину альбома наслаждаться изящной тишиной, на задних планах которой едва слышна одинокая грустная скрипка с монотонным скрежетом. Она как бы призвана исполнять роль тупой ножовки, ерзающей по нервным окончаниям, отвечающим за грусть и тоску. За два часа фильма музыку можно заметить лишь пару-тройку раз, все остальное время наслаждаешься её практически полным отсутствием. С одной стороны, по задуманной стилистике режиссера мелодии вроде бы и ни к чему, дабы не отвлекать зрителя от раздумий и сопереживания главному герою. С другой стороны, не у всех имеется в наличии талант заставить 

зрителя молча и в тишине глядеть на плачущего страдальца и ловить его волну безмолвных эмоций. Здесь это получилось, но отчасти. В некоторых эпизодах явно не хватало душераздирающих аккордов, которые пошли бы только на пользу. Однако композитора винить не за что. Он выполнял заказ. А подрядчику платят, когда заказчик доволен.

                     

              «12 лет рабства» снят по книге Соломона Нортапа, который описал события, в центре которых он оказался. То бишь, фильм основан на реальных событиях. В тот исторический период, когда продвинутый север Америки вёл культурную жизнь, приняв и узаконив права чернокожих, деревенщины с юга продолжали промышлять работорговлей и безжалостной эксплуатацией земляков африканского происхождения. Главный герой живет себе припеваючи на том самом севере, играет на скрипке и растит отпрысков. Но обманным путем его напаивают злобные и корыстные белые, после чего продают его в самое обычное рабство, в котором герой и проводит не малых 12 лет. Весь фильм он пытается выжить, искусно прислуживая и истошно страдая от злобной и несправедливой данности.            

Конечно же, спустя 12 лет Соломон находит способ обрести свободу. Причём помогает ему в этом, пожалуй, единственный милосердный и добрый белый Брэд Питт. Учитывая то, что все остальные бледнолицые на экране сплошные изверги, нацисты и садюги, становится понятно, почему на отправку друзьям простого письма у героя уходит целая дюжина годков.

            Но это всё не идея. Это сюжет. А идея снять данное кино – прогнуться перед голливудскими академиками с целью собрать урожай кинонаград. Всё сделано по Оскаро-вымогательному шаблону. Фильм выходит под конец года. Кино про рабство, за которое всем до сих пор стыдно, особенно при действующем чернокожем президенте. Пригласили кучу сильных актёров и заставили двойне испражнять эмоции на камеру. И это же и является той самой причиной номинирования саундтрека, который номинаций, по правде говоря, не заслуживает.Если подытожить, то сюжет прост, а идея корыстна. 

               Два главных цвета в фильме – это белый и черный. И к визуальной составляющей они не имеют отношения. Если говорить о технических характеристиках, то декорации сделаны качественно. Хотя навряд ли очень сложно воссоздать плантацию хлопка и смастерить пару хижин с телегами. В принципе ничего особенного то и не требовалось. Благо джипов со спутниковыми антеннами на задних планах замечено не было, да и айфоны из карманов рабовладельцев не торчали. Присутствует пара неплохих в меру затяжных дублей с круговыми вращениями камеры в руках умельца оператора. В остальном же просто хорошая работа всех людей за кадром без геройств и инноваций. Да оно здесь и не нужно.

 

             И тут все взгляды устремились на режиссера. А звать того Стивушка МакКуинушка, что кровей далеко не американских, а британских. Захотел как-то Стив наград побольше получить да фильм соответствующий снять. А то его же прекрасные работы «Стыд» и «Голод» народом приняты и облюбованы да в самих Венециях и Каннах признаны, а Оскара всё нет. Так нате Вам «12 лет рабства». Хочу мужика золотого с мечом, а признанья народного мне уже не надобно.

 

       Это все к тому, что скорей всего так и получится. Самый слабый фильм режиссера может получить самую высокую награду. И это совсем не значит, что «12 лет рабства» плохой. Нет, это хороший фильм. Вот только характера и глубины в нем намного меньше. Ну да может и хорошо. Получит Стивушка Оскара, успокоится и вновь примется славное кино лепить.

     Кстати здесь, как в остальных фильмах МакКуина присутствует его главная любовь (в драматургическом смысле) Майкл Фассбендер. И как последние лет пять Майкл просто блистает своими актерскими возможностями. Из него получился очень харизматичный рабовладелец с присущей жестокостью, низкой моралью и самолюбием. Настоящий тиран и изверг удался на славу. Фассбендер настолько ярко и душевно играет, что на его фоне совершенно теряется даже главный герой, коего исполняет малоизвестный товарищ с именем Чиветель. Этот актер, которого можно было заметить в «2012» и «Солт» на протяжении всего фильма играет страдания своего персонажа. Уже к середине это настолько начинает напрягать, что вся мимика напоминает кривляния. Нет, нет, страдальческая физиономия 

у него получилась очень замечательной. Просто чтобы не происходило вокруг, с кем бы герой не разговаривал, мина лица не меняется.

              В какой-то момент даже хочется, чтобы яркий разноплановый и эпатажный злюка Фассбендер навалял этому однообразному Чиветелю посильнее за вечную кислоту на лице. Помимо этих двоих в фильме мелькнуло ещё немало прекрасных актеров на второстепенных ролях. Это и талантливый Бенедикт Камбербетч и все тот же Брэд Питт, который ещё и являлся продюсером картины. Одним словом, весь актерский состав молодцы. Для Чиветеля (да что ж за имя такое!) это тоже большой прорыв в карьере.

             Из последнего на заданную тематику первым голову приходит «Джанго освобожденный». В них очень много похожего: и богатый актерский состав, и рабство. Однако сравнивать эти два фильма не стоит в силу их абсолютной разной направленности и подачи информации зрителю. До «Джанго» был фильм «Прислуга», в котором тоже очень яростно поднималась данная тема. А до «Прислуги» ещё очень много кинокартин. И, честно признаться, всё это обсасывание любимого американскими киношниками исторического периода унижения чернокожих уже порядком надоело. Быть может, нам на другом континенте этого не понять, как и американцам нашего Ералаша. Но можно сказать точно, если бы «12 лет рабства» вышел на пару лет раньше, он собрал намного больше положительных эмоций и слов.

 

         Теперь о денежках. И здесь почему-то не все так хорошо, как хотелось. Фильму не удалось достать даже до полтинника миллионов долларов. И пусть даже при невысоком бюджете (точных цифр достать не удалось) этот показатель довольно таки низок. Такое часто случается с так называемыми «фестивальными» проектами, которые в первую очередь снимают для отдельных избранных категорий зрителей, основную массу которых составляют критики. А перед мировой премьерой кино пару месяцев катается только по всевозможным фестивалям, собирая положительные рецензии. Зачастую приходится выбирать одного из двух зайцев: собрать отзывов или бабла. Но это личный выбор каждого, ведь искусство имеет право быть бесценным.

        Фильм «12 лет рабства» - достойный, качественный и не глупый. Несмотря на неслабую критику в каждом из пунктов, общая оценка фильму будет 7 баллов. А все эти слова негодования вызваны лишь субъективным чувством усталости от выбранной темы и неприятных эмоций от неприкрытого петтинга киноакадемиков для получения кинонаград. (Стоит обратить внимание на субъективность данного мнения)

              Да, это история. Да, она очень ценна и важна. Но мы уже просто переели и перепили всего этого рабского сострадания за такой короткий промежуток времени. Но американцев тоже нельзя винить с их то короткой историей. О чем же им ещё снимать? Так что, рекомендуется поступать по следующей схеме: Если после тазика оливье у Вас ещё осталось желание вкушать сей салат, то просим к столу. А если желудок переполнен, то лучше подождать, пока организм переварит и избавится от всего лишнего.

Что хорошего: Актерский состав на вторых ролях, Майкл Фассбендер 

 

Что плохого: Страдальческая "мина" главного героя

 

Лучший момент: Порка рабыни

 

Оценка: 63%

  • Instagram_App_Large_May2016_200
  • Vkontakte Social Icon
  • Wix Facebook page
  • Wix Twitter page
Кинонист - кино, рецензии и прочая веселая чушь